Армения
Поездку в Армению мы не планировали заранее. Просто попались недорогие билеты. Хотя о Кавказе думали давно, но очень абстрактно и в перспективе. И вот именно когда ничего особенного от путешествия не ждёшь и не строишь прекрасных картин в голове, всё получается так круто, что даже с трудом находишь слова, чтобы описать.
Прекрасная Армения! Я буду петь тебе оды!
И народу, который проживает на твоей земле.
Каскады гор, ступеней и фонтанов!
Три часа на самолёте из Москвы - и вот мы в Ереване. Добрались до города на такси за 500 рублей. Думали, это хорошая цена. Но позже нас просветили: "Не переживайте, вас всё равно обманули, 500 рублей из аэропорта - это дорого». Обустроились в квартире и пошли погулять по центру города. Дошли до Каскада. Это гигантский архитектурный комплекс из фонтанов, лестниц, скульптур, музеев, расположенных на склоне горы в самом центре Еревана. Здесь можно насладиться современным искусством, а детям побегать по многочисленным ступенькам. Тимур был в восторге от этого места.
Мальчик, ты чей?
Кстати, как только мы вышли на улицу, мне стали задавать самый популярный за все путешествие по Армении, вопрос (шесть раз - я посчитала!). А сколько вам лет? Этот же вопрос задавали Серёже. И людей почему-то шокировал наш возраст. Они считали, что нам по 16-18 и у нас уже ребёнок. А многие были уверены, что мы братья-сестры, ведь мы тёмненькие, а Тимур светленький.
Бутылки для слабаков!
Очень большим бонусом для путешественников, особенно тех, что с детьми, являются питьевые фонтанчики по всему Еревану (да и по всей стране!). Обычно мы покупаем горы бутылок с водой, таскаемся с ними, переливаем дома из больших бутылок в маленькие, опять покупаем. А тут просто подходишь и пьёшь очень вкусную воду и по-возможности набираешь её в пустую бутылку. Тимур пил только из фонтанчиков.
Эребуни
На следующий день мы поехали на холм Арин-Берд. Там расположены развалины древнего города Эребуни. У подножия холма открыт прекрасный музей. А с вершины открывается прекрасный вид на Ереван, Арагац и Арарат. Тимур в своем репертуаре. Ему очень нравятся разные лестницы, горы, развалины. В общем, мы пили чай из термоса, а он совершал раскопки Эребуни. Сказал, что ему тут понравилось так, что он бы хотел прийти сюда завтра. Кстати, насчет одежды. На дворе апрель. Погода +20. Тепло, иногда ветрено. Но самое главное - мажьтесь солнцезащитным кремом! Я не ожидала такой подставы от Армении - муж и сын обгорели в первый же вечер.
Карас-два-три
Спустившись с крепости Эребуни мы провели пару часов в парке Вардавар, где Тимур играл на площадке, а поехали поужинать. В первый вечер выбрали кафе Our Village (ул. Саят-Новы, 5). Тут очень вкусная еда! Находится ресторан в подвальном помещении напротив Национального театра. В другие дни мы заходили в Карас. В этой сети кафе можно было наесться рублей за 400 на всех. Тимуру пришлась по душе долма и разные варианты хачапури. И в целом армянская кухня божественна! А ещё у них бывают детские комнаты с аниматорами.
Две беды Армении
С кухней в Армении всё хорошо. А вот с чем плохо, так это с туалетами. Здесь вам не Тюмень! Сходить по нужде можно только в кафе или у себя дома. Ещё одна проблема - общественный транспорт. Городской в Ереване - ещё пример работающей сети. В городе есть даже метро, а на станциях интернет. Но в других городах беда даже с автобусами. И нигде нет такого понятия, как расписание общественного транспорта. Все ездят на такси. И к кому бы вы не обратились, вам все равно начнут впаривать такси. Или мобильный номер человека, который за весь транспорт на вокзале отвечает. На мои стенания, что, мол, да как так можно, Сережа всегда говорил: "Это тебе не Европа".
Детская железная дорога
Во второй вечер мы отправились посмотреть Ереванскую детскую железную дорогу. Пройдя по длинному мрачному туннелю, ведущему от сквера Мисака Манушяна, вышли к ущелью река Раздан. Там расположен парк аттракционов и станция детской железной дороги. Она, к несчастью, не работала, но составы, оставшиеся ещё со времён СССР, активно готовили к летнему сезону. Тимур провёл поездам настоящую проверку, коей оказался весьма доволен.
Севан
На следующий день мы рванули вместе с вещами на озеро Севан. Добирались на маршрутке, которая идет в Дилижан, и просто попросили высадить нас на трассе напротив монастыря Севанаванк. Очень колоритное место - монастырь словно завис над водной гладью много веков назад.
Автостопом по Армении
Дальше мы планировали поймать маршрутку до Дилижана, но её просто не было. К нам стали навязываться таксисты, а мы стали им отказывать. Раз пять или шесть отказали. Потом дошли до трассы и стали голосовать. В итоге наш первый в жизни автостоп с ребёнком случился на грузовой "Газели". Добрый мужчина по имени Арсен развозил водку по ресторанам и согласился отвезти нас в Дилижан. По дороге мы разговорились, и новый друг решил нас угостить вкусным обедом в придорожном кафе. У нас был немного шок культурный, если честно. Из-за этого дружественного обеда в кафе в Дилижане мы оказались уже к вечеру, поэтому перед прогулкой решили сразу взять билеты на маршрутку в Ереван.
Дилижан
У нас были с собой все вещи, поэтому далеко уходить не было смысла. Благо историческая часть Дилижана находится в районе вокзала - там и прогулялись. Я сходила в художественный музей. Рекомендую тем, кто не разбирается в армянской живописи, но очень хочет познакомиться. Тимур с Серёжей погуляли в парке рядом с музеем.
Киногерои
Вообще, в Армении очень любят артистов и повсеместно ставят памятники, как современным, так и старым. Эту троицу, надеюсь, представлять не надо! Думаю, и на предыдущем фото все узнали миминошное трио.
По пути на край страны
Утром следующего дня мы побежали на автостанцию у ж/д вокзала, чтобы успеть на маршрутку в Мегри, которая могла довезти нас до Татева. Но в 8 утра она была уже забита. Нам предложили машину за 10 тысяч драм (примерно 1,5 тысячи рублей с нас, плюс с нами были ещё пассажиры). Мы согласились. Обещали, что остановят машину в дороге, где мы покормим ребенка. Но в итоге мы не проехали и половины пути, как наша машина сломалась. Серёжа с Тимуром ушли в ближайшую деревню искать магазин, пока машину (где-то около часа) чинили в автосервисе.
Ущелье Воротан
Дорога в сторону Татева - лучшая трасса в Армении. Но после зимы и до ремонта она представляет собой печальное зрелище. Мы плелись до Татева больше пяти часов вместо обычных четырёх. В пути Тимуру и мне закладывало уши. Путешествуя по армянским дорогам, нужно учитывать этот момент. Такси привезло непосредственно к канатной дороге "Крылья Татева". А ещё оказалось, что мы ехали вместе с шеф-поваром местного и единственного на канатке очень дорогого ресторана. Но можно и заплатить за один только вид на ущелье Воротан.
Крылья Татева
Канатная дорога "Крылья Татева" - на момент нашего путешествия была смой длинной канаткой в мире! Огромные кабинки на 25 человек, бесшумные двери, аудиоэкскурсия в пути. Её правда совсем никто не слушает - все следят за видами из панорамных окон и замирают, когда несущий трос уходит вниз от очередной опоры. Найдёте кабинку на этом фото?
Татев
Мы изначально планировали провести тут один день, но остались на два дня. Так что если вы планируете одновневную поездку в Татев, имейте в виду, что с большой вероятностью вам захочется остаться на подольше. Как мы это поняли? Когда перебрались на другую сторону и посетили Татевский монастырь.
Над пропастью в камнях
Тимур, конечно, не понимает, что такое монастырь. Но ему понравилось лазать везде и бегать. Еще мы с ним спустились в небольшой "подвальчик", а оказалось, что это не подвальчик, а лаз к скальному выступу. Было страшно! Посмотрели с него в ущелье и поняли, что хотим и туда спуститься. Мы быстренько забронировали отель "внизу". А после вернулись по канатной дороге на северную станцию, чтобы спуститься к деревне Алидзор. А так как наше основное правило экономии: везде, где это возможно, ходить пешком, то мы и пошли.
Словно Диогены
Отель наш находился возле старой сигнальной башни Татевского монастыря (мы видели её, когда ехали по канатной дороге). Пешком от станции мы пошли около трёх километров. А потом нас подобрали французы на белой "Ниве". Да, звучит дико, но так и было! Когда мы увидели наш отель, мы поняли, почему в деревне все говорили, что мы будем жить в бочках. Потому что это на самом деле бочки, и они стоят на краю обрыва.
Ночь на краю обрыва
Это уникальное место нам очень понравилось. Но если вы любите комфорт и очень привередливы, оно вам не пойдёт. Правда и такого вида вы тоже не получите. И от ущелья ваше жилье будет дальше. Здесь очень приветливый персонал, который накормит вас ужином в любое время суток. Мы сходили к сигнальной башне-беседке. Это просто улёт! Я поняла, что горы люблю больше, чем море. Я, конечно, никогда не была посреди океана на корабле, чтобы прочувствовать стихию полностью. Но горы! Здесь я поняла, насколько человек бессилен перед природой, насколько мы маленькие по сравнению с ней.
На дно ущелья
Рано утром мы, взяв с собой воду и перекус, начали спуск в ущелье. Нашей целью была Татева пустынь, которая расположена гораздо ниже самого монастыря. Туда, в ущелье реки Воротан, вел трехкилометровый подземный ход, который на данный момент завален. Вообще, пустынь основана в XIV веке, но была разрушена многочисленными землетрясениями. На данный момент это не туристический маршрут, поэтому мне было страшно туда с ребёнком идти. Но муж настоял. Страшно мне стало, когда с основной дороги мы свернули на тропку к пустыни. Она была очень узкая, идти нужно предельно аккуратно. Серёжа крепко держал Тимура за руку, а я шла позади. И кричала: "Куда ты нас потащил опять!", но мне было так жаль предыдущих усилий, что я сама понимала, раз мы ввязались в это дело, должны дойти до конца. В Пустыни живёт один человек, по-видимому, отшельник. Мы поздоровались, но он сразу удалился к себе в келью. Нам стало очень неловко, поэтому мы побыли здесь минут десять и ушли. Вот так, столько мучений, чтобы сюда дойти, и всего десять минут! На что Серёжа, автор мудрых мыслей, строго сказал: "На Эвересте, чтоб ты знала, люди проводят те же десять минут, а тратят на восхождение несколько недель!". Сумасшедшие люди, подумала я, и мы начали путь обратно.
Чёртов мост на дне ущелья
Вернувшись к дороге, решили набрать воды из источника, бьющего из скалы у Чёртова моста. Тимур попробовал и сказал: "Да она же минеральная!" И правда, вода оказалась минеральная. К нам подошел мужчина, сказал, что видел отсюда, как мы лазали по горам с ребёнком (совсем больные!). Он оказался сторожем местной "лагуны" меж скал: целая россыпь естественных и облагороженных ванн. В них горная вода нагревается и можно искупаться. Напомню, на дворе апрель и всего около 20 градусов тепла. А почему бы и нет! Услышав слово "купаться", Тимур ринулся раздеваться. Еле-еле мы его выудили из бассейна после купания.
Хор-Вирап
Из Татева мы отправились в обратный путь. Но по дороге свернули к монастырю Хор-Вирап. Здесь, практически на границе с Турцией, самая ближняя точка в Армении, откуда Арарат можно увидеть во всей красе. А монастырь известен тем, что находится над ямой-тюрьмой, где по преданию, около 15 лет содержался Святой Григорий Просветитель до того, как был обращен в христианство. Отважный Тимур спустился туда.
Армения - это символ!
Я в восторге от Армении! Ни в одном из путешествий я не встречала настолько гостеприимных людей. Все проблемы с инфраструктурой полностью компенсируются отношением к туристам. И еще я никогда не общалась с народом, который так сильно любит свою культуру, свою историю, свою семью, а главное свою землю. Это чувствуется во всех разговорах. Много людей мы встречали, которые лет 20 прожили в России, в Чехии, Италии, а потом вернулись в свои деревни. Они очень дружные…Теперь я понимаю, почему они объединяются даже если оказываются на чужой земле. Еще очень удивило меня то, что те, кто плохо говорил по русски, искренне старались говорить. Пусть неправильно, с большим трудом и ошибками, но они говорили, помогали, объясняли. Отсюда действительно уезжаешь с теплыми воспоминаниями.