Введите ваш запрос для начала поиска.

В поход с ребенком (Кузнецкий Алатау)

Автор: Лилия Хакимова

В июле этого года мы сходили в наш первый пеший поход с ребёнком. Для меня это тоже был первый опыт, до этого я была лишь в однодневных походах и на сплавах. Отправились мы в Кузнецкий Алатау, который расположен на границе Кемеровской области и Хакасии и является водоразделом рек Томь и Чулым. На юге граничит с Абаканским хребтом Западного Саяна.

Сразу скажу, что мой муж родился в Кемеровской области и неоднократно ходил сюда в походы, поэтому и маршрут он выбирал тот, с которым был знаком. Но конкретно здесь он был последний раз лет десять назад. И походом он тогда не руководил, а был лишь участником туристической группы. Сейчас же мы пошли втроем (Тимуру на момент похода 4,5 года). Сразу скажу, что одни идти мы не планировали, но друзей не отпустили с работы, а мы уже приехали за 3000 км, поэтому отказываться от затеи было глупо. Ниже карта нашего маршрута.

Для начала немного о том, как мы готовились.

Ребёнок пешком

Мы хотели, чтобы Тимур шёл большую часть похода сам. Можно сказать, что мы готовились к этому всю его  жизнь. Мы рано отказались от коляски, брали её лишь на далекие расстояния. Постепенно приучали его к физическим нагрузкам в городских путешествиях. Особых надежд на поход не возлагали, но весной потренировались много ходить на Соловках и в Армении. Именно там мы поняли, что Тимур  плохо идёт по асфальту и хорошо идёт по лесным и горным тропкам (ему это просто интереснее).

Рюкзак и еда

С собой у нас было два походных рюкзака. У меня он был поменьше, я, в основном, несла свои и Тимура вещи. Весил мой рюкзак примерно 15 кг, это для моей комплекции предельный вес. К сожалению, так как я несла вещи, а не еду, вес моего рюкзака не поменялся к концу похода. Серёжа нёс палатку, спальники, котелок, топор и продукты. Его рюкзак был адски тяжёлым. У Тимура был маленький рюкзачок с его игрушками. Предвосхищая вопросы, скажу, что это обязательный психологический момент: он взрослый и тоже несёт свой рюкзак, сам собирает его и разбирает. По мере продвижения по маршруту в рюкзаке у Тимура оказалось средство от комаров и ещё пара нетяжёлых предметов острой необходимости (доставать их из детского рюкзака оказалось быстрее и удобнее).

Мы ориентировались на пятидневное путешествие, но продукты взяли из рассчёта "плюс два дня", то есть - на неделю. Изначально я хотела засушить овощи, мясо, но потом в моей группе про путешествия в контакте (кстати, присоединяйтесь!)., посоветовали купить сушёные овощи в Ашане. И вот результат: сушёная морковь, сушёный лук, вермишелевый суп овощной, вермишелевый суп мясной, гороховый суп. Из мясного взяли копчёные колбаски, тушёнку, из круп: рис, гречку, пшёнку, овсянку. Плюс сухое молоко и сухие сливки, сухофрукты и кисель.

Моральный дух

Я готовилась к самой жести. Не строила никаких ожиданий и иллюзий. Как-то пыталась настроиться, что рюкзак будет тяжёлый, что будут комары, что будем постоянно идти, что Тимур будет, скорее всего, ныть. Что может пойти дождь. Короче, я не ожидала от похода ничего хорошего. Не в смысле впечатлений, а в смысле комфорта. И такой настрой помог мне встретить трудности скорее как данность. Смирение 80 уровня, в общем.

Чтобы выйти на наш маршрут, нам нужно было добраться сначала до Новокузнецка, потом оттуда до Междуреченска. Мы приехали в Новокузнецк заранее и остановились у родственников. Переночевали и утром сели на электричку до Междуреченска, где на станции уже собрался народ, ожидавший электричку до Лужбы (сама электричка идёт по маршруту Междуреченск - Бискамжа).

Она идёт такая единственная в день из Междуреченска в 7-30 утра. Главная задача здесь – чтобы вас не убили и не задавили при посадке в вагон. Люди бьются за места не на жизнь, а насмерть!

В Лужбе нужно пройти где-то 1 км до переправы через Томь. Переправа стоит 50 рублей с человека (маленькие дети бесплатно). Длится она тоже ограниченное время. Мы пристроились к группе 12-летних туристов

Тут Серёжа увидел, что в нескольких метрах от берега стоит грузовик, на котором за 300 рублей с человека можно преодолеть девять километров маршрута. Это оказалось нам на руку и сэкономило целый день. Последние мы-таки забрались в него за несколько минут до отправления. Люди в грузовике ехали, как дрова, конечно. Но это лучше, чем пешком.

Потом, когда нас уже высадили там, где каждый волен выбирать свою тропу, я сказала Серёже: «Слушай, а если что-то с нами случится, как нас найдут и спасут?». На что Серёжа сказал, что надо было регистрировать свой маршрут в Поисково-спасательной службы, которая находилась там, на берегу Томи. Но мы уже не сможем, потому что уехали. Не делайте так! Только я не знаю, как совместить грузовик и регистрацию. Разве что только брать ребёнка на руки и бежать на переправу первыми, а потом срочно бежать регистрироваться. Ну или большей части группы ехать на грузовике в гору, а кому-то посильнее регистрироваться в ПСС и после догонять своих пешком.

С собой мы брали каждому по три пары обуви: кроссовки, резиновые сапоги и резиновые тапочки (только у Серёжи не было сапог). Сразу же на тропе я поняла, что ходить по таким лужам в кроссовках я не умею и Тимур тоже, поэтому достали сапоги.

Тимур весь первый день был полон энтузиазма. Ему всё было интересно: каждый кустик, каждая лужа и ручеёк. Бежал впереди нас буквально.

До первой остановки Тимур всё спрашивал, когда, где и что он будет кушать. Когда мы пообедали первый раз, он видимо понял, что эта проблема решается, и оставшийся маршрут спрашивал, где мы будем спать.

Потом в нашей маленькой туристической группе произошла небольшая деморализация. Потому что Тимур упал лицом в болото, а я зацепилась в попытке удержать и упала прямо на него. Это надо было видеть, конечно. Фото ниже уже у ручья, в котором мы попытались хоть немного отмыться.

Вечернюю стоянку мы решили сделать на Куприяновском приюте (за день прошли около 6-7 км). Хотели пойти дальше, но Тимур сказал, что устал. Да и мы все не спали с 5 утра. Здесь до нас остановилась пара, но приютчика не было. Они затопили баню, поэтому нам достался тазик горячей воды. Мы набрали воды в реке Малый Казыр, постирались, помылись и успели высушить вещи. На следующее утро нас догнала группа 12-летних школьников, с которыми мы переправлялись (они не ехали на грузовике). Они сделали на Куприяне привал и оставили на память запись на стене беседки. Мы решили присоединиться к молодежи - Тимур нарисовал машинку!

На второй день Тимур всё ещё был полон энтузиазма. Уже чаще уставал, но по-прежнему шёл сам. Обычно тропа вдоль Малого Казыра очень заболочена, но в этом году из-за сильной жары она высохла. Это наш обеденный привал, где Серёжа наконец поймал геолокацию, а значит у нас была не просто карта, а целый навигационный прибор, и мы могли отслеживать наше местонахождение. Кстати, мобильная связь не ловила на протяжении всего похода.

Прошли мы около пяти километров и добрались до развилки. В этом месте большая часть туристов уходит дальше по Казыру - в сторону ручья Высокогорный. По нашему же маршруту (на перевал Крутой) ходят значительно реже, поэтому тропа там сильно заросла. Мы немного отдохнули тут, набрали колбы.

Ночная стоянка была уже в абсолютно безлюдном месте и это, надо сказать, совершенно другие впечатления. Было поздно, сыро и много мошек.

Тут Тимур сорвал огонёк (кстати, штраф 500 рублей). Когда мы сказали, что цветок занесён в Красную книгу, Тимур предложил отнести его обратно.

А вот третий день встретил нас дождём.

Осложнялось дело тем, что тут заросшая тропа, а где-то её нет совсем. Мы ориентировались по турам и по меткам на деревьях.

Для безопасности ребёнка мы использовали обычный детский велосипедный шлем. Он оказался нужен, потому что здесь уже начались камни.

Всё-таки мы успели до сильного ливня добраться до очень красивой стоянки! Серёжа считает это место одной из лучших стоянок в Кузнецком Алатау. Жаль только, что впечатления от неё подпортил дождь, который начался сразу же, как мы разложили палатку. Но мы поблагодарили природу за то, что она дала нам возможность дойти и разбить лагерь. Тут Тимуру разрешили поесть снега. Где ещё попробуешь такой деликатес!

Ещё с вечера мы говорили о том, что если утром будет также облачно, на перевал мы не пойдем, ибо это опасно. Придётся возвращаться обратно. Вспоминая проделанный нами путь, я этого сильно не хотела. Природа преподнесла нам подарок. Утром была солнечная погода, перевал было хорошо виден. Туман был ниже нас. На этой фотографии можно увидеть небольшой торчащий скальный бугорок на снежном гребне. Это и есть перевал Крутой. О, этот оптический обман, когда кажется, что всего полчаса и ты там... Но меня не обманешь!

Серёжа сказал, что этот день будет самым тяжёлым. На перевале нельзя делать стоянку, а значит обеда у нас не будет. Мы приготовили на завтрак много каши и отложили Тимуру в контейнер. Для себя взяли небольшой перекус. Высота перевала Крутой - всего полтора километра. Всё это время нам предстояло идти по куруму (это крупные камни, образованные в результате разрушения молодых гор, обточенные водой за тысячи лет и обросшие курумным грибком). Эти камни, товарищи, величиной с Тимура, а то и больше! Вид отсюда просто шикарный. Когда устаёшь, оглядываешься назад - и сразу силы появляются!

Когда мы упёрлись в небольшой снежник, решили пойти прямо по нему, потому что в обход долго.

Тимур очень любит именно по камням ходить. Как только мы выходили на тропу, он сразу же кричал, что устал и хочет по камням прыгать. Но по камням действительно очень увлекательно лезть. Вот ты лезешь и думаешь только о том, на какой камень лучше наступить. Идёшь, как запрограммированный. И постоянно проговариваешь: «Тимур, теперь на этот большой, а потом на вот этот маленький, на этот не наступай, он подвижный». И вот такие «пазлы» около трёх часов подъёма. А на перевале мы провели всего 20 минут.

Нашли записку беловской группы, которая была тут ровно год назад. На обратной стороне бумажки написали карандашом про себя и положили обратно в тур.

Я была готова к тому, что спуск будет долгим и тяжёлым. Но я не представляла, что настолько! Я не была готова спускаться семь часов без перерыва! Это фото перед спуском. Мы пока ещё бодры и веселы.

И почему-то я думала, что здесь уже не будет курума. Ага, хренушки! В конце меня уже тошнило от этих «камуфляжных» камней. Тимур-таки часа через четыре спуска сдался и сказал, что всё – баста. Дальше он не пойдёт. Теперь мы стали практиковать такой способ: Серёжа шёл вперёд, оставлял там рюкзаки, а потом возвращался за нами, Тимура нёс на руках. При уставшем ребёнке этот способ оказался самым эффективным. Но я не представляю, как такую нагрузку выдержал Серёжа. Где-то в 8 вечера он пошёл на разведку - искать отмеченную в карте тропу - и встретил парня и девушку, которые шли по тропе на озеро Выпускников. Серёжа сказал им, что обычно люди ходят по другой тропе. Они подсказали, что недавно проходили мимо стоянки. Серёжа вернулся за нами, и мы пошли по тропе в поиске места для ночлега.

Серёжа дошёл до стоянки один, вернулся за нами и сказал, что там нужно переходить вброд ручей. Мы были абсолютно без сил. Мне кажется, я никогда так не уставала. Я решила разуться, потому что это была моя единственная на тот момент сухая обувь. Серёжа вызвался мне помочь и уронил мой кроссовок в воду. И вот картина: я стою в ледяной воде, на скользких камнях, мой кроссовок с огромной скоростью уплывает по течению, а Серёжа бежит за ним по воде в своей обуви. Я кричу, что не надо бежать, пусть уже плывет теперь...

Я не знаю, как описать то отчаяние, которое я чувствовала в тот момент. 10 часов непрерывного движения: подъёма и спуска. Нет сухой и чистой обуви и одежды. Темнеет. Хочется есть и спать. Надо раскладывать палатку, потому что пасмурно. Готовить еду. Всюду комары. Но нам всё-таки пришлось найти в себе силы развести костёр, всё убрать в палатку, накормить ребёнка. Тимур сам ушёл в палатку и уснул.

Но тут началось самое интересное. Около 23 часов, когда мы только собрались нормально поесть, к нам прибежали те ребята, которые шли на озеро Выпускников. Их взгляд был полон страха. Они сказали, что бежали от медведя, которого встретили в Долине тысячи ручьёв. Самое ужасное, что где-то километр он за ними шёл, прячась за камни. Катя и Илья решили всю ночь жечь костёр. Потом в 4 утра Серёжа сменил их на посту.

Утром мы решили пойти вместе до многолюдной тропы, где всё время ходит народ. Всю дорогу Катя несла газовую гарелку, а Илья стучал ложкой в котелок. Все, что мы знали – это то, что медведи боятся шума и огня. Эти три километра мы шли быстро, чтобы двигаться вместе и в одном темпе.

Когда дошли до развилки на Маруху (местные туристы хорошо знают это место), пообедали все вместе, искупались в небольшой лагуне на ручье Амзас. Как искупались? Окунулись на 5 секунд, скорее. И дальше все пошли своим темпом, ребята убежали сильно вперёд.

Этот 5 день был просто курортом по сравнению с двумя предыдущими, потому что была нормальная тропа. Правда мы так хотели завтра успеть на 11-часовой грузовик до электрички, что в этот день Серёжа много где Тимура нёс. Мы прошли за день девять километров, из них около 3-4 Тимур шёл сам. Один раз мы шли по прижимам, и это мне показалось очень страшным мероприятием с ребёнком.

В этот день Тимур был уже уставший, поэтому тут немного хочу рассказать о том, как мотивировать ребёнка в походе.

1) Нужны сладости. Этот момент мы как-то плохо продумали, но тетя Серёжи дала нам с собой вафли (попить чай перед маршрутом), в итоге мы растянули эти вафли на весь поход. Мы говорили Тимуру, что он очень сильный и смелый, поэтому когда он дойдет до точки X – мы дадим ему вафлю. После получения дозы углеводов настроение Тимура поднималось, сил прибавлялось.

2) Очень важно постоянно разговаривать с ребёнком. Я была уверена, что идти не в своем темпе – это когда идёшь сильно быстрее, чем можешь. На самом деле идти сильно медленнее, чем хочётся – это также тяжело. Скорость Тимура – 1-1,5 км в час, а группа идёт в темпе самого слабого участника. И вот на тебе тяжёлый рюкзак, а ты плетёшься еле-еле. В этот момент я заговаривала Тимуру зубы, мы рассказали все сказки, обсудили все растения, всех насекомых. Я придумывала, что сейчас нам надо пройти через джунгли. В общем, у меня отсох язык, но это очень помогает ребёнку.

3) Как бы это не было тяжело, но надо давать ребёнку возможность остановиться возле интересующей его лужи, возле каждого растения. По возможности не подгонять.

4) Обращать его внимание на других туристов. Маленький ребёнок ещё не понимает сути похода, не знает о преодолении трудностей, поэтому наглядный пример очень помогает. Что, мол, мы тут не одни.

Такими шутками и прибаутками мы добрались до водопада недалеко от приюта «Глухариный». Катя и Илья уже расположились здесь (это они рассказали нам про водопад и сказали, что отсюда удобнее будет добраться до грузовика). Здесь мы поужинали, немного окунулись. А также пообщались с местными бурундуками.

А в 9 утра стали подниматься вверх к Тальковому карьеру, откуда нас должен был забрать грузовик

Пока мы готовили обед возле переправы, Катя и Илья успели нас догнать (шли пешком от нашей стоянки девять километров). Отсюда они поплыли до Междуреченска на лодке, а мы дождались электричку и уехали в Новокузнецк. Итого за поход мы прошли около 30 км, сам  Тимур прошел где-то 20. Я пыталась как-то представить себе эти километры на примере обычных городских расстояний и поняла, что это бесполезно и совершенно не стоит сравнивать. За поход мы выкинули четыре пары обуви: мои и Тимура резиновые сапоги (всё в хлам), мои кроссовки (один уплыл), кроссовки Серёжи. И еще джинсы Серёжи, которые в походе порвались.

Из важных выводов: надо тщательнее подбирать одежду и обувь, обязательно нужен головной убор для защиты от солнца (не только головы, но и кожи лица), плюс солнцезащитный крем и репеленты (в горах повыше будут нужны ещё и солнцезащитные очки). Двухместная палатка тесновата для троих, даже если третий - ребёнок. И обязательно надо брать для ребёнка шлем (это хорошо, что Серёжа настоял), а желательно даже наколенники.

Когда мы вышли с маршрута, у меня была мысль, что никаких походов я больше не хочу, но где-то через недельку я подумала, что неплохо было бы повторить такое путешествие в следующем году.